Тимур Гарифуллин: "Вопрос продажи части нашей компании немцам пока остается открытым"
- Мы первые в России производители дизельных электростанций с двигателями "КАМАЗ", - заявляет генеральный директор ООО "КАМА-энергетика". - Так сложилось, что бизнес в автономной энергетике можно успешно развивать только на базе предприятия, которое производит двигатели. В России два таких крупных завода - Ярославский моторный завод (ЯМЗ) и "КАМАЗ". ЯМЗ в свое время отдал на аутсорсинг свои моторы для производства дизельгенераторов. И там выросло несколько довольно серьезных компаний. А выпускаемый "КАМАЗом" двигатель пока большинством потребителей воспринимается только как чисто автомобильный. И создать на его базе производство модульных электростанций - это была наша идея. Мы даже для этого переехали в Набережные Челны.
Компания "КАМА-Энергетика" существует уже два года. За это время ею выпущено около 500 модульных электростанций. В основном с двигателями "КАМАЗ". Устанавливают здесь также пользующиеся спросом двигатели "Вольво" и "Ивеко". В планах компании взрастить рынок электростанций с дизельными двигателями "КАМАЗ" до 1000 штук в год. Сегодня пока темпы производства - 30-40 электростанций в месяц. Это немного, но в основном это спецпроекты. Сейчас "КАМА-энергетика" готовит поставку первых "камазовских" электростанций крупной компании "Транснефть Север". Причем все электростанции сдаются "под ключ", то есть поставляются в изготавливаемых здесь же контейнерах-вагончиках. Некоторые из них с полозьями для транспортировки по "пустынникам". Также по заказу нефтяников "КАМА-энергетика" реализует самый сложный на сегодняшний день свой проект - это интеллектуальная электростанция, которая может работать без человека. Здесь автоматизировано абсолютно все. То есть она не только сама включается и выключается, но и самостоятельно регулирует микроклимат в контейнере, если надо открывает жалюзи, включает или выключает вентиляцию или обогрев. А вот в Татарстане, по словам Гарифуллина, производимые ими электростанции пока, к сожалению, не покупают. Недавно они участвовали в тендере на поставку одной крупной татарстанской нефтяной компании, но торги по цене выиграли китайцы.
- Выход на рынок для нас был очень сложный, - говорит Тимур Гарифуллин. - Во-первых, многие продолжают сравнивать двигатели "ЯМЗ" и "КАМАЗ". Для многих они "из одной бочки". И им непонятно, почему один дешевле, а другой дороже. Двигатель "ЯМЗ" хороший, но он устаревший. А "КАМАЗ" с применением комплектующих, которые производятся здесь на совместных предприятиях (Федерал Могул, Бош и др.) - двигатель уже другого поколения, у него в три раза больше ресурс, чем у "ЯМЗ", и он, естественно, дороже. Нам приходится очень часто бывать в командировках, доказывать различным компаниям преимущества нашего продукта именно в длительной перспективе. Понятно, что сегодня он дороже ярославских, но если рассматривать в перспективе двух лет, то на самом деле он получается дешевле. Потому что потребление топлива меньше, экологические характеристики лучше, и много других технических моментов, которые в нашу пользу. Но мы не стремимся конкурировать с отечественными производителями, а создаем качественный продукт, который не уступает зарубежным аналогам и займет его сегмент на рынке России. А на российском рынке автономных источников энергоснабжения практически 85-90% - импортные электростанции. Но в нынешней экономической ситуации девальвация рубля привела к тому, что все иностранное стало в два раза дороже. А отечественного аналога практически не было. Так что в полной мере можно сказать, что сегодня мы производим импортозамещающую продукцию с характеристиками импортных электростанций.
- Не случайно на вас обратил внимание крупнейший производитель мобильных электростанций - немецкая фирма «ENDRESS». Она даже изъявила желание купить 25% вашей компании. Вы уже обсуждали с немцами этот вопрос?
- Да, мы уже встречались с ними, но вопрос этот пока открытый. Дело в том, что если для нас, еще очень молодых людей, реализация наших планов - это нечто большее, чем просто зарабатывание денег, то для немецкой компании это просто бизнес. С большой покупательной способностью евро сегодня они хотят дешево купить российский продукт, близкий к иностранному, и продавать его за рубежом гораздо дороже. Конечно, для нас определенная выгода есть - выход с помощью немецкой компании на новые рынки. А что касается новых технологий, я не думаю, что они могут нам их дать. Мы и сами готовы привнести новые технологии - довольно серьезные вещи делаем, в том числе и для авиации. К тому же, мы сегодня также ведем большую работу по выходу на рынки Северной Африки, Вьетнама и т.д. Конечно, все это очень трудно и долго. Но и рынок России огромен. Его надо импортозамещать. Поэтому я, честно говоря, не вижу какого-то большого преимущества от сотрудничества с иностранными компаниями. Самим надо делать.
К тому же, помимо производства дизельных электростанций, мы для себя поставили грандиозную задачу - это взращивание распределенной энергетики в России в целом. В области теплоэнергетики в нашей стране уже много делается в этом направлении. То есть тепло не транспортируется с большими потерями от ТЭЦ на многие километры, а у отдаленных потребителей устанавливаются модульные теплоисточники. А что касается электроэнергетики, то здесь есть над чем поработать. Здесь потери при передаче электроэнергии не меньше. К тому же у нас в стране есть немало территорий, где гораздо выгоднее установить автономный источник электроэнергии. Это безумно огромная отрасль. И здесь мы опять делаем ставку на "КАМАЗ", который сегодня является единственным в России производителем серийных газовых двигателей средней мощности. Мы уже разработали на его базе газопоршневую электростанцию. И для нас это безусловно серьезное конкурентное преимущество, которое мы будем развивать. Как известно, в России газа очень много.