Перевозчики оценивают введение Единой диспетчерской службы: «Почему мы опять должны платить?»
Единая диспетчерская служба в автограде была создана впервые 10 лет назад. В ее обязанности входила вся работа по организации пассажирского движения в городе – разработка и оптимизация маршрутов, изучение пассажиропотока, контроль за соблюдением графика выхода автобусов на линию. Причем финансировалась ЕДС не из бюджета города, а за счет предприятий-перевозчиков. Она просуществовала всего несколько лет, так и не оправдав ожиданий, которые были возложены на нее.
«В то время в городе Набережные Челны работали почти 30 перевозчиков, которые постоянно выясняли отношения между собой, - вспоминают специалисты горисполкома. - ЕДС только занималась тем, что пыталась в этих разборках прийти к взаимному согласию. На остальное просто не оставалось времени. К тому же постоянно поступали жалобы от льготников, которых частники отказывались возить.
Сегодня уже иные условия - больше порядка, в городе избавляются от нелегальных перевозчиков, создано крупное муниципальное предприятие с большими автобусами и есть несколько предпринимателей, которые несут полную ответственность за работу на своих маршрутах. Выходит, есть все предпосылки для создания службы с единым оперативным центром управления».
Возродить ЕДС предложили резиденты IТ-парка – специалисты в области систем мониторинга, навигации, тахографии, видеонаблюдения. Они готовы создать службу со спутниковым мониторингом и автоматизированной системой пассажиропотока. На остановочных площадках должны заработать электронные табло с указанием расписания. Транспорт собираются оснастить камерами видеонаблюдения, тревожными кнопками и терминалами для оплаты проезда с использованием электронных кошельков. Тестируется мобильное приложение для пассажиров "Челны-транспорт". Отдельный сервис будет фиксировать превышение скорости, а также контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей общественного транспорта.
- Такая служба необходима, - считает заместитель руководителя МУП «Электротранспорт» Александр Гурьянов. - В Казани она успешно функционирует. Все эти меры должны привести к порядку в сфере транспортных перевозок, воспитать у перевозчиков добросовестную конкуренцию. Также очевидный плюс в том, что автоматизированная система пассажиропотока даст возможность своевременно оптимизировать маршруты, когда это потребуется.
"В трамвайном управлении работает своя центральная диспетчерская, которая отслеживет движение всех наших вагонов, - комментирует заместитель генерального директора ООО «Электротранспорт» Рамин Лутфуллин. - Но если ЕДС создаст все те блага, о которых говорят разработчики, то мы только «за». Другое дело, сколько средств потребуется от перевозчиков для воплощения этих идей".
Этот вопрос волнует и руководителей ООО «Пассажирские перевозки». Недавно инициаторы идеи заявили, что городу за внедрение «Единой диспетчерской службы» платить ничего не придется. Что касается перевозчиков, если у них будет использоваться оборудование компании, то это будет бесплатно. Обслуживание стороннего оборудования обойдется примерно в 8 рублей в сутки.
"Мы уже давно работаем с ООО «Квантор» и с АО «Социальная карта». Перевозчики помнят, сколько сил и нервов ушло на интеграцию их программных систем, - говорят предприниматели. - Сейчас наши автобусы оснащены спутниковой системой ГЛОНАСС, есть валидаторы для приема соцкарт, возим льготников. Чего еще от нас хотят? Видеонаблюдение в автобусе? Но если это нужно перевозчику, то он может сам поставить в салон тот же видеорегистратор, который также сможет снимать и салон с пассажирами.
Появились умные ребята, что-то хорошее разработали, но почему бы им самим не поработать на перевозках и не внедрить эту систему в своих автобусах? Почему надо обязательно лезть в чужой бизнес? Почему мы должны за это платить?Умножьте 8 рублей на те же наши 300 автобусов. 2400 рублей надо отдавать в сутки. Мы что - миллиардеры?»
В ближайшее время инициаторы создания ЕДС встретятся с городскими перевозчиками, чтобы убедить несогласных в том, что появление единой службы «будет полезно всем».
Ленар БАТЫРШИН
#новостичелнылтд