«Почему в Елабуге возят за 13 рублей, а в Челнах за 20?»
Челнинец обратился с открытым письмом к Наилю Магдееву, требуя снизить цены за билеты в общественном транспорте до 15 рублей, посоветовав брать пример с Елабуги. Там тариф - 13 рублей.
«Местные жители утверждают, что это заслуга мэра Елабуги. А что мы, челнинцы, живём богаче? Почему у нас проезд 20 рублей? Год назад, когда появились большие автобусы, власти решили убрать с основных маршрутов "Форды" и "Газели». Как и ожидалось, владельцы этих машин начали возмущаться. Оказалось, многие из них набрали кредитов на миллионы рублей, чтобы купить автобусы. После этого всё осталось, как есть. Думали, если не будет прибыли, маршрутники сами уйдут. Но не тут-то было. Чтобы никто не работал себе в убыток, плату за проезд подняли до 20 рублей. Но почему нас должны волновать чьи-то кредитные долги? У меня тоже имеется долг 200 тысяч рублей. И за чей счёт я его должен оплачивать? Как говорят, нынешний кризис будет затяжным. Зарплата у бюджетников, а также пенсии будут заморожены. Будут массовые увольнения, задержки зарплат. 2016-й год для Татарстана будет очень тяжёлым. И я, житель города Набережные Челны, требую снизить плату за проезд в городском транспорте до 15 рублей. Для школьников до 9-го класса сделать проезд бесплатным, хотя бы в трамваях и в больших автобусах. Эти "Нефазы» все равно катаются пустыми. Хватит все финансовые проблемы решать за счёт народа".
- Если в нашем городе снизить проезд до 15 рублей, то для ряда перевозчиков это станет крахом, - предупреждает один из учредителей ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин. - Насколько всё подорожало, мы говорили неоднократно. 13 транспортных предприятий Казани просили недавно увеличить стоимость проезда до 28 рублей! Между прочим, в Елабуге ездят только микроавтобусы. Там никто из горожан не кричал: уберите с проспектов эти «ведра с болтами»! К тому же льготников, если судить по компенсациям, мы возим за 15 рублей.
«Как можно сравнивать транспортные условия в Елабуге и у нас? - задается вопросом один из специалистов исполкома города Набережные Челны. - У них и город меньше, и маршруты короче. В Казани с апреля уже за 25 рублей автобусы возят. Республиканский комитет по тарифам не просто так согласился на изменение цены. Перевозчики документально обосновали стоимость. У многих предпринимателей долги, заложены машины в банках, зарплата водителей не повышается».
На маршрутах Елабуги крупные автобусы, действительно, не ездят. «Нефазы» там ненужны, они будут только мешать движению легкового транспорта. В городе с 1000-летней историей нет таких широких проспектов, как в Челнах. Поэтому 73 тысячи елабужан вполне устраивают «газели» и автобусы средней вместимости.
«У нас работают машины 5 частных перевозчиков, выигравших тендер, - рассказал "Челны ЛТД" начальник отдела Елабужского исполкома Евгений Николаев. - Ездят микроавтобусы - «Форды», «Фиаты». Самый короткий кругорейс — 16 километров. Максимальный — 28,4 км (в Челнах - 40-45 километров — прим.авт.). Тариф у нас недавно увеличился с 11 до 13 рублей, но перевозчики и этим недовольны. Они, кстати, часто кивают на челнинские цены. Но тариф у нас может подорожать еще только на рубль-два, больше мы несогласуем. Давайте не кривить душой, если бы эти поездки были нерентабельными, то предприниматели бы не работали. Мы ведь тоже общаемся с этими людьми. Я пришел к выводу, что перевозчики раньше зарабатывали не только на хлеб с маслом и икрой, но и могли рассчитывать на сверхприбыли. Покупали личные машины, дома, обновляли автобусный парк. Сейчас стало хватать только на хлеб с маслом и икрой, а на машину и дом надо копить дольше. Но мы должны также подумать о не самых обеспеченных гражданах. В наших автобусах ездят и пенсионеры, и студенты. В городе хватает учебных заведений».
По мнению одного из челнинских экспертов, проезд в Челнах стал дороже не только из-за трудностей, которые испытывают перевозчики. Предприниматели просили увеличить тарифы и год назад, и два, но исполком не давал добро. Однако когда в городе появилось 190 «Нефазов», которые приобрели в лизинг, то мэрия города и Комитет по тарифам дали согласие: «За каждый «Нефаз» надо выплачивать по 130 тысяч рублей ежемесячно, - утверждает специалист. - Эти же деньги надо откуда-то брать! Народ, хотя и недоволен новой ценой проезда, но общественным транспортом всё равно пользуется».
Ленар БАТЫРШИН