Полпред Владимира Путина о ситуации на «АвтоВАЗе»: С предприятия ушла инженерная мысль
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич прокомментировал ситуацию на ОАО «АвтоВАЗ» и поводу передачи имущественного комплекса завода по производству препаратов крови «Росплазма» и госкорпорации «Ростехнологии».
- Что касается кадровых перестановок на АвтоВАЗе, комментарии на эту тему уже дали акционеры - представители и французской стороны и «Ростехнологий». Поэтому я не буду давать оценок менеджменту, который там работал. Но могу сказать, что мы со своей стороны на протяжении всего этого периода работы сделали все для того, чтобы «АвтоВАЗ» действительно стал успешным предприятием: выполнялись и социальные обязательства перед работниками предприятия, и, самое главное, предприятие получило технологическую перспективу. Но есть два момента, которые, на мой взгляд, привели к состоявшимся кадровым решениям. Я неоднократно проводил совещания как на площадке «АвтоВАЗа», так и на площадке полпредства. Мы пытались сблизить позиции менеджмента предприятия с комплектаторами. К сожалению, несмотря на все усилия, мы увидели, что динамика участия российских отечественных предприятий-комплектаторов в обеспечении «АвтоВАЗа» своими изделиями снижается, причем снижается значительно.
Сначала причинами называлось то, что у нас якобы не тот технологический уровень, не тот уровень качества, отсутствует сертификация. Мы пригласили менеджмент «АвтоВАЗа» на наши отечественные предприятия и показали, что многие предприятия сегодня являются поставщиками иностранных компаний автомобильной промышленности. То есть вопрос качества и способности наших инженеров, конструкторов, рабочих выпускать конкурентоспособную продукцию не стоит, а значит и проблема заключается в чем-то другом.
Вот пример саратовской «Балаковорезинотехники» - это предприятие, которое выпускает продукцию по самым высоким стандартам, а в 2015 году объем поставок на «АвтоВАЗ» был значительным образом снижен. Также в Тольятти закрылся, практически обанкрочен «АвтоВАЗагрегат», практически прекратил свою деятельность «Волжский машиностроительный завод», сложная ситуация сложилась в Димитровграде и на целом ряде других предприятий. Эту проблему менеджмент «АвтоВаза» не просто не решил, а сам создал условия для того, чтобы наша компонентная отрасль оказалась в таком сложном положении.
Это первое. И второе, конечно, это социальный фактор. Нужно понимать, что «АвтоВАЗ» – это не рядовое предприятие автомобильной промышленности, это, по сути, ядро легкового автомобилестроения страны. И, конечно, массовые сокращения людей в Тольятти, который является моногородом, без учета социального фактора не соответствует интересам Российской Федерации. Произошла ликвидация опытно-конструкторского производства, центра конструкторских разработок, то есть по сути дела с предприятия ушла инженерная мысль и оно постепенно превращалось в обычное сборочное производство. И это два основных момента, которые, по моему мнению, стали поводом для принятия в том числе и кадровых решений.
Та схема управления, которая сегодня принимается на «АвтоВАЗе» - с учетом усиления позиций «Ростехнологий», с точки зрения контроля за всеми процессами, которые на «АвтоВАЗе» будут проходить - это контроль Российской Федерации за ситуацией на предприятии. Мы предполагаем, что эти решения окажут необходимое оздоравливающее действие, и предприятие сможет получить перспективу развития. Вы знаете, что к настоящему времени накоплен огромный долг в 74 млрд. рублей, поэтому необходимо срочно находить и принимать меры финансового оздоровления. В кадровом плане ситуация разрешилась, теперь важно, чтобы кадровые решения повлекли за собой и позитивные социально-экономические последствия.
* * *
Что касается завода «Росплазма» - это действительно долгострой, в который Российской Федерацией были вложены значительные средства - порядка семи миллиардов рублей. К сожалению, предприятие оказалось в том положении, в котором оно сегодня находится. Стоят стены, стоят коробки с оборудованием, но само предприятие не достроено и в эксплуатацию не введено. Поэтому были проведены необходимые судебные процедуры, расторгнут контракт с компанией-подрядчиком. Мы полагаем, что в ближайшее время состоится решение Правительства Российской Федерации, и актив будет передан «Ростехнологиям». У «Ростеха» уже есть своя программа строительства и развития этого завода. Как только это юридическое решение состоится, госкорпорация готова приступить к тому, чтобы реализовать проект уже на новых технологических условиях, чтобы завод был построен по самым современным технологиям.