На «КАМАЗе» есть и постсоветский, и современный менеджмент
«Кризис – это сложная ситуация, в которой появляются новые возможности. При этом необходимо понимать контекст вашего бизнеса. Необходимо учитывать, на каком этапе сейчас находится компания», - рассказал предпринимателям на последнем в 2014 году «деловом обеде» независимый консультант Сергей Абруковский.
По его мнению, согласно жизненному циклу организаций большинство челнинских предприятий находятся в стадии «давай-давай» и «юность».
На стадии «давай-давай», которая наступает после «младенческого» этапа, продукт фирмы пользуется спросом, увеличивается количество клиентов, растут продажи. На этом этапе жизненного цикла предприятие может попасть в «западню основателя». Это может произойти по многим обстоятельствам, но основная причина одна – нежелание основателя трезво взглянуть на реальность и отказаться от старого способа мышления. Следующая стадия «юности» - период трансформации бизнеса. После «юности» идет этап «расцвета».
На всех этих стадиях особое значение, по словам консультанта, имеет менеджмент.
«С профессионализмом менеджмента у нас в России огромные проблемы. Советский профессиональный менеджмент был выдающимся. Это видно на примере строительства того же «КАМАЗа». Но опыта работы в рыночных, конкурентных условиях в Советском Союзе не было. Из-за этого отсутствовала наука о менеджменте как таковая.
Абруковский выделил три вида менеджмента, которые существуют сейчас на постсоветском пространстве:
1) постсоветский менеджмент – предприятия, оставшиеся со времен СССР, они мало приспособлены к рыночным условиям.
2) менеджмент «здравого смысла» – его проводники предприниматели, которые не занимали руководящих постов в советские времена: бывшие инженеры, экономисты, финансисты, продавцы, спортсмены и так далее. Они, по сути, создали новое предпринимательство в России. В течение какого-то времени этого «здравого смысла» хватало. Но из-за изменившихся в стране условий постепенно потребовались более сложные модели поведения и организации, которым менеджеры этой формации далеко не всегда могут соответствовать.
3) современный менеджмент, ростки которого пришли к нам с Запада.
Отвечая на вопрос, к какому типу менеджмента относится «КАМАЗ», Абуковский выделил на автогиганте два типа управления:
«Я проработал на «КАМАЗе» на нескольких заводах. На них присутствуют два разных типа менеджмента. С одной стороны, современный. Ведь одной из целей создания совместных предприятий и было внедрение западного опыта управления. Но «КАМАЗ» - огромное предприятие, оставшееся со времен Союза. Поэтому в какой-то части сохранились там и элементы постсоветского менеджмента. А менеджмент «здравого смысла» для «КАМАЗа» не характерен просто исторически».