Кто становится «хозяином подъезда»?
Муниципальный «Центр информационных технологий» города Набережные Челны разослал всем управляющим компаниям проект договора, содержание которого руководителей УК шокировало. По договору УК берут на себя обязанность расторгнуть все договора аренды, по которым размещены оборудование сотовой связи, телекоммуникаций и кабели, по которым квартиры оснащены интернетом и телевидением. При этом ЦИТ получает право "произвести демонтаж других кабелей в слаботочных стояках". ЦИТ приходит на рынок домофонов, а берет под контроль и сотовых операторов, и провайдеров интернета, и поставщиков кабельного телевидения.
- Ничего при этом не сказано, во сколько и кому обойдется установка нового оборудования в домах. Обычно цена определяется проектом, но проекта нет. Не указаны конкретные сроки выполнения работ. Получается так, что ЦИТ будет получать от населения деньги за обслуживание домофонов и за коллективную антенну, а чем будет заниматься, непонятно, - обращает внимание юрист «Челны ЛТД». Руководители УК не торопятся подписывать договор.
Вот как комментирует ситуацию генеральный директор УК "Махалля" Рамиль Нуруллин:
- Сейчас плата за обслуживание домофона - это тариф, который включен в квартплату. По тарифу за домофон с каждой квартиры берется 25 рублей. В квартплате есть еще тариф "Текущий ремонт", а в него входит плата за обслуживание автоматических пунктов регулирования тепла в подвале - 45 копеек с квадратного метра общей площади квартиры. Если учесть, что средний метраж квартир в домах 50 «квадратов», то получится, что УК на обслуживание автоматических пунктов получают в среднем 22,5 рубля. Мы в своих домах на эти деньги не просто поддерживаем пункты в рабочем состоянии. Мы провели полную диспетчеризацию. Сейчас главный инженер компании может, не выходя из кабинета, понизить или повысить температуру в любом доме. С помощью компьютера мы контролируем работу и снимаем показания со всех общедомовых приборов учета воды и тепла. А есть один дом, где мы дистанционно с помощью компьютера снимаем показания со всех счетчиков, включая квартирные. Такую диспетчеризацию за 22,5 рублей с квартиры мы осуществили за 4 года. И все, кто получает с жильцов деньги за счет тарифов - "Жилэнергосервис", "Челнылифт" - что-то модернизирует, внедряет новые технологии. А что и кому за эти же годы предложила хоть одна домофонная компания, получая по 25 рублей с каждой квартиры?! Никому и ничего нового никто из них не предложил!
Мы связались с директором одной из домофонных компаний Олегом Чемезовым и спросили у него - на что уходят те 25 рублей с каждой квартиры, которые получает его компания. Чемезов ответил, что не обязан перед нами отчитываться. Тогда мы спросили, какие новые услуги его компания внедрила или намеревается предложить собственникам домов. «А что вам нужно»? - вопросом на вопрос ответил Чемезов.
После того, как горисполком несколько лет назад ввел плату за домофон в состав квартплаты и связал домофонные фирмы договорами с УК, рынок домофонов потерял "пружину", стимулы к развитию. Здесь никто никому не предлагает никаких новых услуг.
На таком фоне «Центр информационных технологий» обещает то, что можно назвать технической революцией. Сидя на диване, кнопкой на пульте можно будет в телевизоре увидеть, что происходит во дворе, у подъезда и в самом подъезде. Кто не хочет платить за колективную антенну, может не платить, он тогда просто в телевизоре не увидит ни двора, ни подъезда. Но в любом случае видеонаблюдение будет связано с пультом в опорном пункте полиции и в УВД. Там все видеозаписи будут архивироваться и храниться.
Директор ЦИТ Бобошко говорит, что уже сейчас Центр завален обращениями от собственников домов с просьбой установить видеодомофоны. К некоторым обращениям приложены протоколы общих собраний.
- После того, как управляющие компании подпишут с нами договор, мы в течение 2 лет оборудуем все дома в городе новыми технологиями по программе "Безопасный город". Сделаем это за счет своих дополнительных доходов и тех средств, которые наш Центр сумеет привлечь. Собственники домов и УК платить за установку нового оборудования не будут, - заверяет Бобошко. Они будут, как и раньше, по тарифу платить за обслуживание домофона и коллективной антенны, эти деньги будут поступать на счета Центра информационных технологий. А стимулом для развития услуг ЦИТ, по словам Бобошко, будет программа "Безопасный город", принятая исполкомом Челнов.
Требование к управляющим компаниям расторгнуть договоры аренды со всеми сотовыми и прочими операторами и дать возможность ЦИТ демонтировать "другие кабели" в стояках Бобошко объясняет желанием навести порядок. В слаботочные стояки за многие годы кто и каких только кабелей не насовал, но никто никогда не проводил никакой ревизии. Поэтому из стояков надо убрать все лишнее. А договоры аренды со всеми поставщиками услуг будут заключены заново, но уже с участием не только управляющих компаний, но и ЦИТ.
- Уж если мы госучреждение, то должны знать, кто работает в домах, кто поставляет услуги людям! - говорит Бобошко. За этими его словами легко просматривается желание самого исполкома города видеть все, что происходит в домах. Тем более, что челнинцы в большинстве своем не привыкли решать свои проблемы самостоятельно. В большинстве случаев они бегут за помощью в исполком.
Сергей ИСИЧКО, isichko@chelnyltd.ru