Художники спорят: «В чем красота Челнов?»
Художники Факиль Гайфутдинов и Анатолий Пашин (заслуженные деятели искусств РТ, члены Союза художников России, Татарстана) слушают упреки от своих иногородних коллег за облик нашего города. Они считают, что после прихода в горисполком новой команды взаимодействие властей с местным отделением Союза художников разладилось.
Гайфутдинов и Пашин - преподаватели цветоведения. Они уверены, что цветовая палитра городских стен должна создаваться для эстетического воспитания горожан, а не для того чтобы красиво отчитаться «перед начальством в ЖЭКе». А у нас дома сейчас оформляются не для того, чтобы воспитывать, а для того, чтобы отчитаться. В пример Пашин приводит пятиэтажку в 40-м комплексе города Набережные Челны. «Это не стена дома, а нижнее женское белье!», - говорит он, имея в виду кричащее сочетание ярко-розового и белого цветов. У "башни" 11/27 на перекрестке улицы Беляева и проспекта Сююмбике он тоже не скрывает эмоций: «Это дико кричащие цвета. А на торце просто кубики в рядок» Он считает, что откровенно яркие цвета хороши для таких городов, как Самарканд или Фергана. Там юг, много яркого солнца. А мы живем под пасмурным небом Предуралья. У нас цвета должны быть красивыми, теплыми, но не броскими, а мягкими, плавными. Да еще и принципы сочетания цветов грубо нарушаются.
Рядом с "Детским миром" в поселке ГЭС на торце дома 9/3 размещено траурное, черное пятно. «Да, это реклама. Но почему служба главного архитектора города разрешает размещать такую рекламу в таком месте?» - недоумевает председатель отделения Союза художников Гайфутдинов. Разговор переходит к тому, как используются национальные моменты в оформлении города.
- Мне в год 70-летия Победы стыдно за своего деда, погибшего в годы войны. Мы живем в Татарстане, мой дед татарин, а я проехал по городу и насчитал всего 5 баннеров на татарском языке! А их легко делать двуязычными, писать текст на двух государственных языках: русском и татарском. Дополнительных расходов здесь не нужно никаких. Но баннеров на двух языках я вообще не видел! - изумляется Факиль Фоатович. По мнению Пашина и Гайфутдинова, в городе почти нет национальных татарских орнаментов. Зато в ходу эклектика (смешение) орнаментов других народностей России.
Конечно, платит за все это бюджет, и в этом есть правила – заказ, тенедер. Но Гайфутдинов спрашивает - почему во время муниципального конкурса оценивается предложенная стоимость работ, но не оценивается эскиз? Почему эскизы не заказываются высокопрофессиональным художникам? Челнинские художники готовы согласить на это на условиях городских властей. Найти взаимопонимание с нынешними руководителями города и службы главного архитектора у активистов Союза художников не получается. Встречи и разговоры были. Чиновники кивают, соглашаются, но пока ничего не меняется.
- Оформление города, которое мы сейчас видим - это уже стиль. Если его не изменить сейчас, то он охватит весь город и это будет плачевно. Потомкам все равно придется все это переделывать и тратить на это опять же бюджетные деньги, - подводит итоги Гайфутдинов.
Они привели 2 конкретных примера современного оформления города – здание казначейства перед мостом «на Пединститут» со стороны Нового города и здание 4-й поликлиники.
После этой встречи редакция «Челны ЛТД» обратилась к главному архитектору города Алмасу Идрисову, чтобы выслушать и его мнение тоже.
- Все, что высказали художники, принимается. Это подлежит осмыслению и пониманию. Я положительно отношусь к критике. В этом году, наверное, еще будут оформляться дома. В городе вообще много домов. С большим удовольствием дадим ряд домов художникам! - так ответил на претензии мастеров кисти и членов Союза художников главный архитектор. Он сказал, что побывал в мастерской Союза художников, считает, что там работают "сильные, талантливые мастера". Коснулся Алмас Ахтямович и взаимоотношений с членами Союза художников. Вспомнил, что Анатолий Пашин в глаза высказал ему обиду за то, что на оформлении Сабантуя в этом году работала какая-то рекламная фирма, а не профессионалы.
- Я не обиделся на критику. Но объемы выделяю не я, - объяснил Алмас Ахтямович. Получается, двери главного архитектора и он сам открыты для сотрудничества с членами Союза художников. Но надо сказать, что и главный архитектор не остался в долгу. И как человек со свежим взглядом тоже высказал свое мнение об оформлении города до него.
- На ваших глазах десятки, если не сотни домов обшили серым профнастилом. Где вы были? Где были художники? Пришлите мне этого художника, я спрошу: "Где ты был, когда вот эту серость делали? Почему ты не сражался? Почему допустил это?" Я против серости, против однообразия! Я всколыхнул ситуацию, у людей появилось желание спорить. И мнения разделились, и спорьте на здоровье. Но к серости вы больше не придете. Вот в этом я уверен, - сказал Алмас Ахтямович, указав на то, что вообще-то яркое оформление домов вызывает у челнинцев разное восприятие. Многим такая яркость на фоне общей и долголетней серости нравится.
Но нынешнее оформление не станет определяющим стилем, все теперь зависит и от художников тоже. «В Департаменте инвестиций, архитектуры и аудита строительства уже есть 7-8 человек в отделе рекламы. У них скоро будет и главный художник. Они и будут приводить в порядок всю наружную рекламу».
Алмас Ахтямович показал два эскиза новых скверов, расположенных в районе здания федерального казначейства и строительного колледжа. «Вот, быстренько нарисовали и предложили руководству города, пока там не появились магазины. Наиль Гамбарович одобрил и сказал, что это надо утвердить на сессии горсовета, эти участки надо сделать муниципальной землей. 2 сквера только начало!» - заявил главный архитектор. Он противник размещения объектов в "10-12 метрах" от окон домов. "Я спрашиваю того архитектора, который мне такие проекты приносит: "Ты сам готов переехать в квартиру, у окон которой ты этот объект привязал? Дергает плечами"…