Бывшая проводница на железной дороге: «Пивом торговать запретили, а на сувенирах не заработаешь»
Челнинка Елена проработала проводницей в поездах дальнего следования около 10 лет. Почему она оттуда ушла, становится ясно из монолога, который выслушал корреспондент "Челны ЛТД".
- Работать в поезде стало невозможно. Запретов много, пассажиры недовольны, а начальство ругается. После ухода Якунина (в августе 2015 года — прим. авт.) стало ездить много тайных ревизоров. А любая жалоба пассажира в интернете, даже анонимная, может стать поводом для лишения премии. Видимо, так стали готовиться к предстоящему чемпионату мира по футболу.
Сначала меня работа привлекала — дороги, города, знакомство с новыми людьми. Потом столкнулась с обыденным - унитазы чистишь, мусор выкидываешь. Но привлекала зарплата. Когда торговала из-под полы пивом и сигаретами, выходило по 60-70 тысяч рублей. После запретов на это зарплата составляла 30-35. Сейчас спиртными напитками и сигаретами торгуют разве что начальники поезда через своих проводников. Товар можно взять в том же вагоне-ресторане.
На таких персонажей насмотрелась, когда работала на «южном» составе. Однажды проводница забыла закрыть на ключ-секретку двери тамбура. Во время пути беспечные мамы с детьми открыли самовольно одну из дверей - "очень жарко". Стоять у открытой двери очень опасно, вылететь можно в любой момент. Проводников они не слушали. Пришлось вызывать полицию.
Запомнилась еще драка между пассажирами купейного и плацкартного вагонов. Состав прибывал из Краснодарского края в Казань. Некоторые из «плацкартного» не захотели стоять большую очередь в своем вагоне и пошли с сумками в соседний купейный. Это уже не понравилось владельцам более дорогих мест. Сначала между несколькими пассажирами возникла словесная перепалка, а потом люди стали махать кулаками. Вообще, перемещаться из вагона в вагон правилами не запрещено.
Я заметила, что пассажиры, едущие на курорты, дружелюбнее себя ведут, чем когда возвращаются. Видимо, многие остаются неудовлетворенными отдыхом...
Сейчас многие пассажиры нервничают из-за запрета курить. Один пенсионер всё не мог угомониться: «Как это так? Сколько песен, сколько стихов было посвящено курению в тамбурах!» Разрешила ему пару раз покурить, другой пассажир донос накатал, жалуясь на запах. Меня лишили премии.
Сейчас проводников призывают активнее продавать различную продукцию, за которую начисляют премию - чай, печенье, шоколад, мелкие сувениры, лотерейные билеты и т.д. Продать на нужную сумму (мой план составлял 2400 рублей на рейс в одну сторону) удавалось не всегда. Часто просят налить чай. Называешь цену — 35 рублей. Говорят, дорого. Сейчас даже в самых дешевых столовых чай стоит 20 рублей.
Надо было еще уследить, чтобы белье и подстаканники не воровали. Одно одеяло может стоить 800 рублей, столько же и подстаканник стоит. И эти потери приходилось возмещать из своего кармана.
Сейчас многих проводников поувольняли, начальство пытается омолодить состав. Появилось много девушек и парней, но их еще надо учить. И они должны быть готовым к тому, что строить серьезные отношения при такой работе сложно. Пять дней живешь в поезде, пять дней отдыхаешь. Но во время стоянки в Адлере или в Анапе можно было на море сходить...
#новостичелнылтд