Кому принадлежат коллективные телеантенны? Комментарий горисполкома…
В связи с поступающими вопросами о коллективных телеантеннах (кому они принадлежат, кто их должен обслуживать), а также в связи с поступающими многочисленными жалобами от граждан на неправомерные действия ПАО «МТС», исполнительный комитет города Набережные Челны сообщает следующее…
Коллективные антенны в многоквартирных домах, которые в принципе были куплены застройщиками в период строительства домов за счет собственных средств или средств от инвесторов, дольщиков, не являются собственностью третьих лиц - отдельных коммерческих организаций и не являются собственностью Исполнительного комитета после ввода в эксплуатацию. В виду того, что данное имущество уже было куплено при строительстве домов, коллективные антенны являются общедолевым имуществом граждан – собственников в многоквартирном доме. В связи с чем распоряжаться данным имуществом могут только указанные граждане. Если кто-то хочет обслуживать такое имущество либо арендовать, то предприниматели должны получить соответствующее разрешение.
ПАО «МТС», не имея соответствующих разрешений от жителей, не имея договоров с управляющими компаниями, пользуется общедолевым имуществом, которое принадлежит только гражданам.
Мы согласны с позицией прокуратуры о том, что ПАО «МТС» на протяжении многих лет незаконно выставляло счета жителям и фактически незаконно обогащалось за счет граждан. Все квитанции об оплате, высланные ПАО «МТС (и до сих пор высылаемые), считаем незаконными. Сейчас ПАО «МТС», поняв неправомерность своих действий, высылает их в форме публичной оферты. То есть гражданин, оплативший данный счет, автоматически в дальнейшем не сможет предъявить претензии к МТС, так как согласился с условиями оферты. Удивляет еще то, что они в квитанциях просят оплатить сразу же на несколько месяцев вперед.
В рамках рассмотрения заявления в СМИ ПАО «МТС» об использовании собственности компании для предоставления общеобязательного телевидения в многоквартирных жилых домах была Исполнительным комитетом организованна выездная комиссионная проверка (по адресу 26/06), в состав которой были приглашены представители управляющих компаний, представители ПАО «МТС». Одной из задач комиссии было разобраться с вопросом использования коллективных антенн. Компании ПАО «МТС» надлежало предоставить правоустанавливающие документы на коллективные антенны, размещенные в жилых домах по адресам, в которых по заявлению ПАО «МТС» были нарушения их права. Однако документы комиссии представлены не были. Хотя в адрес МТС был направлен дополнительно официальный письменный запрос.
А в результате обследования системы СКПТ были обнаружены факты ненадлежащего содержания общедомового имущества жителей и неосновательное использование общедомового имущества жителей. Кроме того, были зафиксированы факты порчи как систем дома, так и элементов конструкции здания (нарушение герметизации здания, разрушение плит перекрытий в подъездах, разрушение фасадных панелей, разрушение мусоропровода, разрушение внутренних перекрытий, непроходимость слаботочных канализаций, ввод горючих (пожароопасных) кабелей в дом. Это только нарушения, обнаруженные невооруженным взглядом (смотрите фото внизу).
Размещение запасов кабеля без муфтового шкафа (на крышах, не подвязаны валяются),27/01.
Ввод кабеля через шахту мусоропровода.
Возникает уверенность, что должного обслуживания компания ПАО «МТС» все эти годы не оказывала. По сути разбирательств стало ясно, что оказывая платные услуги жителям, компания ПАО «МТС» не только использует имущество жителей, не имея на это оформленного в соответствии с Жилищным кодексом права на такое использование. Компания намеренно приводила все эти годы системы кабельных канализаций в негодность, своими действиями разрушала дома жителей, что привело к создания пожароопасных ситуаций, разрушению здания, нарушение герметичности и теплопотерям.
Стоимость проведения ремонтно-восстановительных работ может составить десятки миллионов рублей на каждый дом. И было бы несправедливо заставить жителей, заплативших за услуги ПАО «МТС», вкладывать в устранение последствий их присутствия в домах деньги капитального ремонта.
Кроме всего прочего, на территории города только за 2015 год выявлены 10 нарушений МТС правил содержания подвесных линий связи – это означает, что каждая линия связи, сорвавшаяся с высоты из за слабости натяжения или налипания сосулек, просто угрожает жизням жителей города (смотрите фото снизу).
В целях облегчения для себя работы путем уменьшения взятых на себя обязательств по техническому обслуживанию СКПТ, компания «МТС» самовольно подключила сети системы коллективного приема телевидения к сетям кабельного телевидения, тем самым поставив жильцов (собственников помещений) в многоквартирных домах в зависимое от себя положение. Это выразилось в том, что ПАО «МТС» заключало с гражданами договоры, на основании которых компания обязалась оказывать услуги кабельного телевидения, то есть услуги, не имеющие отношение к системе коллективного приема телевидения. В результате чего поступают многочисленные обращения и жалобы граждан по вопросу прекращения компанией ПАО «МТС» вещания обязательных общероссийских телевизионных каналов в открытом доступе (после отсоединения от сетей кабельного телевидения сетей системы коллективного приема телевидения).
Ссылаясь на Постановление Комитета по управлению коммунальным имуществом от 23.09.1999 № 633 о передаче на баланс ЗРРТА крупных систем коллективного приема телевидения, ПАО «МТС» утверждает, что право собственности на сети СКПТ принадлежит ПАО «МТС».
Однако в соответствии с данным постановлением крупные системы коллективного приема телевидения (КСКПТ) в жилых домах принимаются в коммунальную собственность города Набережные Челны и закрепляются на балансе ЗРРТА посредством оформления договора о закреплении имущества в хозяйственное ведение с Комитетом по управлению коммунальным имуществом (не в собственность, а в хозяйственное ведение). Необходимым условием передачи в хозяйственное ведение имущества (СКПТ) по данному постановлению являлось оформление Акта приема имущества, которое должно было быть представлено руководителем ЗРРТА на утверждение в Комитет по управлению коммунальным имуществом, но так и не было представлено и оформлено.
Согласно действующему законодательству право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Следовательно, основным условием возникновения права хозяйственного ведения является факт передачи собственником имущества унитарному предприятию, отсутствие которого влечет не возникновение данного права.
Вышеизложенной позиции придерживается и судебная практика. Так, Федеральная антимонопольная служба Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.01.2011 г. по делу № А70-2469/2010 установила, что ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих передачу спорного имущества, суды обоснованно указали на то, что право хозяйственного ведения у ответчика не возникло, что свидетельствует о недействительности его регистрации.
ПАО «МТС» утверждает, что КСКПТ вошли в План приватизации ГП «НЗРРТА», в результате завершения процесса приватизации ГП «НЗРРТА» было преобразовано в ОАО «НЗРРТА».
Однако в Составе подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного предприятия «НЗРРТА», являющейся неотъемлемой частью Передаточного акта (2002 г.), составленного между ГП «НЗРРТА» и ОАО «НЗРРТА» на основании данных Акта инвентаризации от 01.07.2002 г. и аудиторского заключения ООО КИФ «Аудит ТД», КСКПТ отсутствует.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
К тому же приватизация государственного и муниципального имущества в России началась с 1991 года с принятием Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».
К тому моменту, когда КСКПТ «вошли в План приватизации ГП «НЗРРТА»» (а это конец 2002 года) большинство квартир в многоквартирных домах города Набережные Челны были уже приватизированы жильцами данных многоквартирных домов. Остается неясным, каким образом ПАО «МТС» могло приватизировать уже находящееся в общей долевой собственности имущество жильцов.
Несмотря на то, что ПАО «МТС» считает СКПТ своей собственностью, плату за поддержание СКПТ в рабочем состоянии, в нарушение жилищного законодательства взимает с собственников помещений в многоквартирных домах города Набережные Челны, хотя в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
В то же время ПАО «МТС» осуществляет и эксплуатирует сети кабельного телевидения, проложенные и установленные ею с нарушением действующего жилищного законодательства. Возникает вопрос - на каком основании ПАО «МТС» как собственник сетей кабельного телевидения, в нарушение жилищного законодательства осуществляет эксплуатацию средств и линий связи без должного согласования с собственниками помещений многоквартирного дома?
В соответствии с п.3 ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий могут осуществлять строительство, эксплуатацию средств и сооружений связи. Отсутствие договорных отношений между организацией связи и собственником зданий и сооружений о пользовании последними для размещения в них средств и сооружений связи рассматривается как нарушение прав собственника.
Остается только удивляться равнодушию, с которым сотрудники ПАО «МТС» признают как нормальность в текущей ситуации по СКПТ, игнорируя и законы, и моральные принципы. Но становится однозначно понятно, что далее это продолжаться не будет.
Для получения качественного сигнала и его надлежащей передачи на телевизоры организация, обслуживающая СКПТ, обязана была проводить работы, направленные на поддержание СКПТ в рабочем состоянии. Факт зависимости работоспособности системы коллективного приема телепередач говорит о необходимости приведения системы в надлежащее состояние и необходимости не допускать в дальнейшем зависимость получения сигнала бесплатного телевидения жителями города от коммерческих компаний, заинтересованных в навязывании дополнительных платных услуг и неосновательное использование собственности жителей для извлечения прибыли.