Уральские поэты устроили «ГУЛ» в Набережных Челнах
Вчера наш город посетили поэты Антон Бахарев-Чернёнок и Александр Петрушкин, а также издатель проекта «ГУЛ» («Галерея уральской литературы») Марина Волкова. Встреча с ними прошла в культурно-образовательной платформе «Метро». За последние месяцы это уже третья встреча с поэтами – осенью в Челны приезжали Игорь Тишин и Дана Сидерос. Организатором бессменно выступает челнинский поэт Анатолий Ухандеев.
«ГУЛ» – проект, целью которого является создание поэтического сообщества на Урале и ускорение развития региональной литературы. В его рамках выпускается множество книг. Раз в семь лет печатается «Антология» – сборник стихов самых заметных поэтов семилетия, на данный момент выпущено три книги этой серии. Такой промежуток объясняется, по словам Марины Волковой, «сменой поэтических эпох». «Галерея уральской литературы» воплотила в жизнь отчаянные, на первый взгляд, идеи «книга за неделю» и «книга за день». В первом случае за неделю редактором Виталием Кальпиди составлялся сборник стихов одного из уральских поэтов, затем книга сразу же шла в печать – таким способом выпустили 30 книг. А для осуществления идеи «книга за день» приглашались все желающие поэты. Весь день более двухсот участников практически без перерывов читали стихи, из плодов их творчества был составлен сборник. Марина Волкова заявляет: «Мы готовы провести подобную акцию в любом городе, который сможет организовать беспрерывную долгую читку».
Во время встречи поэты прочитали и собственные творения, и стихи своих друзей-поэтов. Александр Петрушкин вышел к слушателям в футболке с лозунгом «Поэзия или смерть» и читал стихи про дом, родину, смерть и жизнь. Он признался, что его «тотемными животными» (а точнее, насекомыми) являются бабочка и «мандельштамовская» стрекоза, которые часто «пролетают» на строках стихотворений Петрушкина. Второй поэт – Антон Бахарев-Чернёнок – читал стихи с маленького желтого листочка-шпаргалки, а когда подсказки на ней закончились, подсматривал список стихов в телефоне. Он рассказывал стихотворные истории об обыденной жизни, обычных людях, честных и не очень, о детях, соседях и алкоголиках.
По словам гостей, в России существуют три поэтические школы: московская, петербургская и уральская. Заметим, удивительно совпадающие по географии с расстановкой ведущих рок-клубов СССР еще в 80-х годах прошлого века, времен «Алисы», «Аквариума» и «Наутилуса Помпилиуса».
Уральские поэты в настоящее время создают новый литературный русский язык. Они считают, что язык – это не столько средство общения, сколько такой же ресурс, как лес, почва и вода, и он нуждается в восполнении. «Поэт и читатель находятся по разные стороны баррикад, – говорила Марина Волкова, сжимая книгу между ладонями. – Они соприкасаются только при живых чтениях. Да и то, это скорее прикосновение читателя к тексту, а не к замыслу поэта. Поэзия – искусство не для масс, она не собирает стадионы. Популярные сейчас Вера Полозкова и Ах Астахова представляют не поэзию, а маркетинг».
Представители «ГУЛ» рассказали о развивающемся сейчас в Челябинске направлении – видеопоэзии. И продемонстрировали несколько разножанровых примеров. Поэтическим сообществом сейчас проводится конкурс видеоарта, он называется «Маршрут 91», в честь одноименной поэмы челябинского поэта Александра Самойлова. На маршруте под этим номером автор ездит каждый день и решил посвятить по стихотворению каждой остановке, которую проезжает. Суть конкурса – снять видеоролик, в котором будет присутствовать один стихотворный текст из поэмы. Тот же поэт, Александр Самойлов, выступает редактором нового литературно-художественного журнала «Место», в создании которого может помочь любой человек, который пишет стихи. Подробности можно узнать на сайте mv74.ru.
Ксения Семенова