Челны – Питер: культурная эмиграция
В Москву челнинцы едут зарабатывать деньги и делать карьеру. В Санкт-Петербург их манит возможность реализации как творческих людей. Но закрепиться в северной столице получается не у всех…
Лидия Захарова, 23 года.
В Челнах она обучалась академическому пению, окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Решение переехать в Петербург приняла случайно. Когда после окончания школы Лида училась в музыкальном училище в Казани, у юной певицы возникли проблемы с голосом. Никто не верил, что его удастся восстановить. Тогда девушка начала работать, родители помогли подкопить денег. Купив билет, она отправилась в Петербург с робкой надеждой поступить в музыкальное училище. Город потряс Лидию, у нее сразу же возникло здесь ощущение дома: «Мне хотелось жить в более просторном, дышащем искусством городе...». Лидия не попала на бюджетное место, но на следующий день ей позвонили из училища, сообщили, что недобрали ребят на теоретический отдел, и позвали ее.
Сейчас челнинка учится на 4 курсе музыкального училища им.Римского-Корсакова и готовится поступать в следующем году в вуз на вокальный факультет, чтобы стать оперной певицей.
Поэт и журналист Андрей Маркелов, 23 года. Победитель поэтического слэма «Пятая точка», бывший руководитель литературного клуба «Черный вторник».
В Петербурге у него не было ни друзей, ни знакомых, ни четких перспектив. Но слава культурной столицы перевесила для челнинского поэта все страхи и сомнения. Он собрал чемоданы и двинулся покорять неизвестность. Результат был плачевным - челнинский журналист оказался в никому не нужен. Два месяца Андрей жил фактически на воде и хлебе. И все же ему удалось найти работу в «Ростелекоме», но не по своей профессии. Но зато Андрей обошел музеи и выставки, любовался питерской архитектурой. Он только в начале своей карьеры.
Константин Неверов, 43 года. Рок-музыкант группы «Странники имени Стругацких».
Каждый второй поэт, музыкант или художник Челнов знаком с Константином. При упоминании этого имени у большинства из них лица расплываются в улыбке. В первый раз Константин уехал в Санкт-Петербург в 2002 году. Причин было несколько. Слесарю Неверову по несколько месяцев задерживали зарплату на «КАМАЗе». Возникали конфликты и с местной шпаной. Устроившись в Питере слесарем КИПиА в котельную (как в свое время Виктор Цой), Неверов продолжал сочинять музыку, знакомился с творческой тусовкой. Константин всегда подчеркивает, что в северную столицу он ездил не жить, а работать. И всегда возвращался в Челны из своих «командировок» с добычей - опытом и книгами. О столичных городах Константин отзывается с неприязнью: «Они высасывают все соки из наших регионов». Оптимальное население города, по его мнению - от 300 тысяч до 1 миллиона человек. А отсутствие в провинциальных городах культуры - это не вина людей живущих там, а беда. «Когда-то у Набережных Челнов была историческая, духовная связь – «город-завод». Но мы ее потеряли. А на навязанной идее «город европейского формата» историю не построить. Я очень не хочу, чтобы Набережные Челны повторили путь американского Детройта, в котором пустуют целые районы».
Певица Екатерина Кашеварова, 23 года. Выпускница факультета журналистики.
В Санкт-Петербург Екатерина перебралась в ноябре прошлого года: «Уехала потому, что очень уж хотелось попробовать самостоятельной жизни. Да и все-таки в Петербурге проще развиваться в сфере музыки. В Челнах всего этого нет, нет профессиональных музыкантов, у которых я могла бы поучиться, набираться опыта. Ведь я самоучка, до этого брала несколько уроков вокала у местного преподавателя». Там ей быстро удалось влиться в творческую тусовку города, среди знакомых были даже местные художники-сюрреалисты. На родной земле Бориса Гребенщикова она пела в ресторанах, кафе, пару раз приглашали на банкеты, но больших концертов у нее так и не было. Екатерине удалось поработать с известными петербургскими музыкантами из группы Apple.Sin. По ее словам, это талантливые, но одновременно очень непростые ребята. Но несмотря на все усилия, достойную работу в Петербурге челнинской певице найти не удалось. На этот период пришлись небольшие сложности и в личной жизни. Собрав вещи, Катя вернулась в Набережные Челны.
И все же от периода жизни в Санкт-Петербурге у нее остались самые положительные впечатления: «Возвращаться из Петербурга, где так много возможностей развиваться по своей стезе, в город, где музыки почти нет, очень сложно психологически. Там постоянно находишься в некой музыкальной эйфории, которую переживаешь почти каждый день, а в Челнах этого совсем нет. Но есть плюс! В Челны я вернулась вдохновленной и с полным багажом идей, которые стоят воплощения в реальность».