«Если последует команда, будем бить автомобили»
Общественная палата России обсуждает предложение разрешить пожарным машинам и "скорой" таранить во дворах неправильно припаркованные автомобили, мешающие их проезду. Причиненный ущерб предлагают покрывать из средств страховых компаний или владельцев припаркованных автомобилей. Некоторые эксперты утверждают, что по закону безнаказанно таранить машины можно и сейчас, когда речь идет о спасении людей.
Врачи и сотрудники МЧС в Набережных Челнах жалуются, что ездить во дворах их спецмашинам с каждым годом сложнее - число машин в городе растет, и челнинцы всё чаще предпочитают оставлять их возле дома. При этом врачи и пожарные подчеркивают, что не бьют специально чужие автомобили.
«У нас достаточно случаев, когда «скорые» ненамеренно цепляли припаркованные во дворах легковушки, - рассказал газете "Челны ЛТД" начальник гаража «Станции скорой медицинской помощи» Сергей Бахарев. - Вызывали ГИБДД и дополнительную машину «скорой», чтобы во время разбирательств увезти в больницу пациента могла другая бригада, если в этом была необходимость. Если сотрудники госавтоинспекции признавали нашу вину, то пострадавшему автовладельцу выплачивала ущерб страховая компания. Наш водитель из своего кармана ничего не платил. Если даже "разрешат", я не уверен, что «скорые» будут специально таранить чужие автомобили. Возле подъездов машины припаркованы друг за другом. Это сколько толкать придется с учетом того, что «скорые» - это не тяжелые грузовики. К тому же повреждения придется устранять не только владельцам припаркованных машин, но и нам.
Наши врачи и водители находят другие способы, чтобы транспортировать больного. Иногда приходится заезжать на тротуар или на газон. Если не получается, оставляем машину на расстоянии от подъезда. Врачи всё равно дойдут.
В городе много районов с тупиковыми проездами: 29-й, 46-й, 48-й, 51-й комплексы. Водители «скорой» не могут развернуться, приходится долго двигаться задним ходом по узкому проезду. В таких ситуациях и могут зацепить. Проблемы с проездом возникают и в новостройках. В советское время делали внутриквартальные дороги, которые не были рассчитаны на большое количество автомобилей. Однако и сейчас, судя по всему, строительные нормативы не слишком изменились».
- Запомнился пожар два года назад в доме 7/15 Нового города, когда сгорели восемь балконов, - вспоминает начальник отделения надзорной деятельности по Центральному району Ренат Бадретдинов. - Из-за припаркованных автомобилей невозможно было вплотную подъехать к подъезду. Хозяева машин реагировали на звуки автосигнализации и убирали свои автомобили, но на это ушло немало времени. Таранить машины в голову нам не приходило. Нередко инспекторы указывают в рапорте данные автомобилей, которые затрудняют проезд к месту происшествия, прилагая фото или видеоматериалы. Затем через ГИБДД устанавливают личности хозяев, им выписывают штрафы от 1500 до 2000 рублей.
- Если придется выбирать между «железякой» и спасением жизни человека, то таран чужой машины будет оправдан, - считает старший дознаватель отдела надзорной деятельности Иван Рожков. - Но в том, что действительно происходит крайний случай, надо еще будет убедиться. Нередко бывает, что на высоком этаже жилого дома из окна квартиры валит дым. Сотрудники МЧС тратят время, прикладывая усилия для того, чтобы очистить площадку от машин для установки автолестницы, а затем выясняется, что в жилище перегорает пища. И если придется расчищать для себя площадку, то нужно будет таранить не одну машину, учитывая, что вечером и ночью вы свободное место во дворе не найдете.
Сейчас многие автомобили стоят несколько миллионов рублей. Согласятся ли страховщики после таких преднамеренных таранов выплачивать ущерб? Лично я не уверен. Пару раз нашим водителям, задевшим чужие автомобили, объявляли строгие выговоры, так как они не убедились в безопасности движения. Если машинам «скорой» сложно проехать, то чего уж говорить о крупногабаритных пожарных машинах.
- Если последует команда при экстренной ситуации, то будем бить припаркованные машины. Но вряд ли подобный закон испугает автовладельцев и изменит ситуацию во дворах, - предполагают в МЧС. - Надо расширять проезды, а для этого нужно получить согласие тех же собственников жилья, часть из которых (особенно «безлошадные») не поддержат эту идею, считая, что их двор в этом случае превратится в автостраду.
- Существует еще одна проблема, - говорит Фануза Попова, заведующая «Станцией скорой медицинской помощи». - Проезды во многих дворах, по просьбе тех же жильцов-борцов с автомобилями, работники жилконтор перекрывают клумбами или другими барьерами, тем самым перегораживая проезд и спецавтомобилям. Пример - у дома 11/14 в Новом городе.
Ленар БАТЫРШИН