«Будущее за газомоторным транспортом, работающим на метане!»
Так утверждают казанские специалисты, которые в будущем году планируют построить в Набережных Челнах новую автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию. Она будет заправлять машины метаном (природный газ без примесей). Это экологически чистое топливо обходится автовладельцам в три раза дешевле, чем бензин и солярка.
«Электромобили в России - дело не ближайшего будущего, - считают сотрудники компании «Газпром газомоторное топливо». - Они пока дороги в цене даже для людей, проживающих в развитых странах, чего уж говорить о жителях нашей страны, где людям приходится затягивать пояса. Государство сейчас заинтересовано в том, чтобы строить именно АГНКС. Уже разработана программа, согласно которой 50% общественного транспорта должны заправлять метаном».
Сейчас в Челнах работает только одна АГНКС, расположенная на улице Старосармановская. В 2016 году построят еще одну - на улице Машиностроительная. В ближайшей перспективе отдельную станцию планируют возвести специально для МУП «Электротранспорт», имеющего в своем автопарке 136 газомоторных «Нефазов».
- Этим метаном мы заправляем не только автобусы или уборочные тяжелые машины, но и легковые автомобили, - говорят специалисты компании «Газпром газомоторное топливо». - На АГНКС приезжает всё больше автолюбителей, установивших газовое оборудование для использования природного газа. Установка такого оборудования пока обходится в приличную сумму. Услуга может стоять и 100 тысяч рублей. Но тех же таксистов это не останавливает, так как затраты впоследствии окупаются. Судите сами, литр солярки стоит сейчас 32-34 рубля, сжиженный газ из пропан-бутана — 17 рублей за литр, а природный газ (метан) — 10,5 рублей.
«Об этом не принято говорить, но качество газа из смеси пропан-бутана на обычной автозаправочной станции оставляет желать лучшего, - поведал нам один из специалистов «Газпрома». - По большому счету машины должны заправлять чистым пропаном. Но он дорогой, а с бутаном обходится гораздо дешевле. В летний сезон эту смесь еще можно безбоязненно использовать, но зимой бутан начинает замерзать уже при 5 градусах мороза и превращается в кисель. Всё это, разумеется, пагубно сказывается на состоянии автомобиля. Двигатель, использующий такую смесь, хуже работает: теряется динамика разгона, растет расход газа. И доказать, чем вас заправили на самом деле, очень сложно. Контроль за качеством газа на обычных станциях - слабый. А состав природного газа всегда постоянен и однороден. И метан это тот вид газа, который имеет наивысшую степень безопасности среди всех горючих веществ. Поэтому он воспламеняется реже и хуже, чем пропан или бензин. Неудивительно, что почти все солидные европейские производители начали выпуск автомобилей, оснащенных метановыми двигателями.
- Сколько всего АГНКС в Татарстане?
- Пока 11, скоро введут в эксплуатацию еще три. А по России всего около 180. Должно было быть больше, но мы всегда слишком привязаны к нефти и когда цены на «черное золото» возросли, то о многих проектах, связанных со строительством современных газозаправочных станций, просто позабыли. В итоге нас это расслабило. И сейчас, когда цена барреля продолжает снижаться, мы пожинаем плоды. Даже в соседних государствах АГНКС давно активно возводят. По Украине насчитывается уже почти 200 газонаполнительных компрессорных станций, а в Узбекистане число АГНКС скоро достигнет 400.
- «Газпром», вроде бы, всегда был обласкан властью...
- На экспорт гнать газ это одно, а вот строить у себя АГНКС – это дорогостоящее мероприятие, требующее солидных вложений. И надо ведь возводить сеть таких станций, чтобы водители не чувствовали дискомфорта. Вы же не будете каждый раз ездить в другой город, чтобы заправиться метаном, верно?
Ленар БАТЫРШИН