ГИБДД в Набережных Челнах объясняет параметры «лежачих полицейских»
По словам заместителя начальника ГИБДД Айдара Магизова, первый "лежачий полицейский" появился на автодорогах города около 15 лет назад в поселке Сидоровка на улице Гвардейская, где располагается школа №9. Это было лет 15 назад. Там за месяц сбили троих детей. И тогда решили поставить в трех местах искусственные дорожные неровности (ИДН). Поскольку ГОСТ на них еще не было, сделали бугор шириной примерно полметра и высотой до 10 см. После этого там ни один ребенок и ни один взрослый не пострадали.
- После этого мы уже начали рекомендовать установку ИДН в других местах, - говорит Айдар Магизов. - В качестве примера можно привести улицу Усманова. У нас там ежегодно было 26-28 происшествий с 5-6 погибшими. Поставили по всей улице ИДН. На следующий год мы зарегистрировали всего 5 происшествий. Да и то потому, что люди еще по привычке там гоняли. Машины били, но гоняли. А через год уже ни одного ДТП с тяжкими последствиями не было - привыкли, что там есть препятствия.
Поэтому мы сейчас и вернулись к практике установки таких же ИДН, которые эффективно работали и работают на улице Усманова и в Сидоровке. Конечно, появились недовольные. То ездили себе вольготно, а тут появились какие-то запреты. Но что делать, если другие запреты не действуют: ни Правила дорожного движения, ни дорожные знаки, ни разметка... Вот мы и приняли относительно дешевые, но самые оптимальные и действенные меры.
И сделано это не для галочки, а после глубокого анализа дорожной обстановки. Когда речь идет об удобстве и безопасности человека, то на первое место должна ставиться безопасность. Тем более сейчас, когда начинается учебный год, и дети пошли в школы. Ведь кого мы должны защищать в первую очередь: водителей, которые управляют средством повышенной опасности и при этом защищены металлическим кузовом автомобиля, или совершенно беззащитных пешеходов? Ответ напрашивается сам собой.
В действующем ГОСТ Р 52605-2006 от 2007 года четко определены параметры всех видов искусственных дорожных неровностей. И у всех высота гребня не должна превышать 7 см. А вот ширина "лежачих полицейских" зависит от желаемого ограничения скорости. ИДН шириной 3-3.5 метра рассчитан на то, что его должны проезжать на скорости 20 км/час, 4-4.5 м - 30/км/час, 6.25-6.75 м - 40 км/час. А применяемые сегодня в Челнах "лежачие полицейские" шириной 1 метр ГОСТ не предусмотрены. Преодолеть их можно, только практически остановив автомобиль.
- Да, ГОСТ рекомендует другие параметры, - продолжает Магизов. - Но дело в том, что этот документ не является техрегламентов, соблюдение которого обязательно. ГОСТ только рекомендует определенные параметры. В части 1 статьи 46 федерального закона "О техническом регулировании" сказано, что "до вступления в силу соответствующих технических регламентов применение государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке". Основной рекомендованный параметр нами соблюден - высота гребня ИДН не превышает 7 см, то есть сделана она с учетом самого низкого клиренса автомобилей, который составляет 12-13 см.
А ширина в 1 метр установлена после анализа применение искусственных дорожных неровностей. Практика показала, что стандартные ИДН серьезным препятствием для лихачей не являются, так как их можно проскочить на скорости 60-70 км/час. Автомобиль тряхнет, но пешеходов такой "лежачий полицейский" не спасает.
Например, ИДН шириной 5-6 метров были установлены на улице Беляева у гимназии №2, на проспекте Чулман у Боровецкой церкви и в других местах. Но наезды на пешеходов там не прекратились.
- То есть «бугры» - это осознанный подход и расчет?
- Это результат анализа, что необходимы именно такие ИДН, чтобы машина практически останавливалась перед пешеходным переходом. Именно такие ИДН могут быть гарантами от дорожного произвола. Нужно учесть, что со временем новые ИДН все равно немного просядут. Как, например, их обкатали на улице Усманова. Может быть, они будут переделаны, когда водители привыкнут притормаживать перед пешеходными переходами. Но пока другого более эффективного способа воздействовать на дорожную ситуацию нет.
- Проспект Мира - оживленная магистраль. Если напротив того же 26 комплекса автомобили будут останавливаться, чтобы преодолеть "лежачего полицейского", вы не думаете, что в час пик там могут возникать пробки?
- Пробка - это когда транспортный поток стоит без движения 2-3 минуты. У нас в городе такого нет, не считая пробок, которые возникают из-за ремонта моста через Каму. Но это временное явление. Вся Москва в пробках стоит, Казань - тоже. У нас же иногда возникает замедление движения - это допускается.