Автомобиль, перекресток, пешеход…
Автомобиль, перекресток, пешеход…
Продолжаем разговор о психологии безопасного движения. В прошлом номере директор Центра водительского мастерства Айрат Калимуллин отмечал, что важно усвоить, как принимаются те или иные решения. Готовность водителя к двойному решению любой проблемы на дороге, не застанет его врасплох и сократит время реакции.
- Рассмотрим ситуацию, когда водитель выбирает одно шаблонное решение, - продолжает Айрат Фатыхович. - Казалось бы, как можно на регулируемом перекрестке столкнуться? Для одного горит зеленый, для другого - красный. Или на нерегулируемом пешеходном переходе при хорошей видимости как водитель пешехода сбил? А ответ здесь в том, как мы решения принимаем. Допустим, для первого водителя горит зеленый, осталось несколько секунд, и он принимает решение: "Надо успеть!". Всё, команда определена, и она подразумевает нажатие педали газа. Но вдруг возникает ситуация, когда с поперечной улицы выскакивает второй автомобиль, водитель которого начал движение раньше положенного. Ситуация изменилась и первому водителю нужно срочно команду поменять. А на это требуется время, потому что нужно не только старую команду отменить, но и новую создать. Грубо говоря, если принято однозначное решение и команда пошла, это можно сравнить с санками, которые катятся под гору. Попробуйте их остановить. Будете пытаться тормозить, падать, но быстрой остановки не получится, и обратно в гору не повернешь.
Поэтому на подъезде к перекрестку решение должно быть такое: "Я еду, но вдруг мне придется остановиться!". Тогда и время на смену команды сократится. А при виде пешеходов только такое решение и должно быть. Не случайно внесли изменения в ПДД, что нужно обязательно сбавлять скорость при подъезде к пешеходному переходу. Не уступить дорогу, а обязательно остановиться. А мы в контраварийной подготовке об этом уже давно говорили. Если ты видишь, что люди стоят и, вроде бы, они тебя пропускают, все равно изначально у тебя в голове должно быть решение: "Если сейчас человек пойдет, я должен немедленно остановиться!" Пусть даже для тебя горит зеленый, а для пешехода – красный.
Это не значит, что нужно доходить до психоза и шарахаться от всех. Нет. Но прежде всего нужно думать о своей безопасности и безопасности окружающих. Ведь был же недавно случай, когда взрослый пешеход, увидев свой автобус, перебежал дорогу на красный свет. А за ним - стоявшая рядом девочка. Но мужчина побежал с расчетом, а девочка - просто по инерции за дяденькой и попала под «Волгу». И пусть с точки зрения ПДД водитель, вроде бы, не виноват. А с моральной? Не дай бог никому такое испытать. А все потому, что изначально водителем было принято неверное решение, и он был не готов к такой смене ситуации - для него горел зеленый свет, и другой команды, кроме нажатия на газ, он не предполагал. А у некоторых водителей резкая смена команды вообще вызывает ступор. И вот пока принятие решений, подразумевающих резкую смену ситуации, не станет привычным, появление пешехода на дороге будет неожиданным.
В следующем номере речь пойдет о поведении в потоке машин.
Записал Сергей РОДАЧЕВ